Что такое слог?

В данной работе будет рассматриваться совершенно новый взгляд на слоги. Правда, всё новое — это хорошо забытое старое.

Что такое слог, и какие определения слога существуют?

Слог является минимальной произносительной единицей речи, и каждый говорящий может произносить слова по слогам. Тем не менее, толкование слога как определения является затруднительным.

 Словари дают следующие объяснения.

Слог — это одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но, несомненно, сознательное выделение слога, предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука. Это вытекает из того, что слоговое письмо, по-видимому, всегда предшествовало фонетическому звуковому.

Литературная энциклопедия

Другими словами, слог — это простое буквенное соединение, которое очень трудно объяснить на уровне фонетического восприятия.

Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующая наибольший акустико — артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков.

Википедия

Слог — это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное звено между звуком и речевым тактом.

Лингвистический энциклопедический словарь

Слог – звук или сочетание звуков, произносимых одним выдохом.

Толковый словарь Ушакова

Слог — минимальная произносимая единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство.

Большой энциклопедический словарь

Слог — сочетание слогообразующего элемента, обычно гласного (вершина слога), с одним или несколькими слогообразующими элементами согласными. Понимается как минимальная единица речевого потока.

 Российский гуманитарный энциклопедический словарь

А также слог — это

  1. старое название стиля писателя («у него хороший слог»)
  2. гласный звук, согласный с гласным или группа звуков, произносимых единым выдохом.

Поэтический словарь

Вообще теорий и точек зрения, объясняющих понимание слога, существует множество. Существует артикуляционная точка зрения: слог — это часть такта. Акустическая точка зрения, где слог представляет собой звуковой отрезок речи. Определение строения слога по входящей звучности, где слоги изучаются, располагаясь от наименее звучных к наиболее звучным.

Существует теория пульсации А. В. Щербы, согласно которой слог — это отрезок речи, соответствующий нагнетанию и разрядке мускульного аппарата во время произношения. Очень интересны такие труды, как «Произносительно — слуховая филология» Сиверса, изучающая слова и слоги на основе «звукового анализа» и «Курс общей лингвистики» Сюссора.

Все эти точки зрения очень интересны, но они усложняют понимание слога как определения и, самое главное, все они основаны на звуковом анализе.

В современном русском языке понимание слога как определенного отрезка речи также затрудненно.

Но оно может быть проще только не с фонетической, а с образной точки зрения.

Все вроде бы просто. Слог — это один или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.

  1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными.
  • Именно гласные звуки образуют слоги и являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе гласный слог.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков!

ВО – ДА(2 слога), НА –У – КА(3 слога)

Но вот в чём проблема: в слове «наука» буква «у» является отдельной гласной и более похожа не на слог, а на слоговую связку слогов «на» и «ка«. В таком делении она считается слогом, хотя это отдельная, не слоговая, с точки зрения образного взаимодействия, единица информации.

В фонетическом соединении слог может состоять как из одной гласной буквы, так и быть сочетанием одной гласной и нескольких согласных:

Ободок О – БО — ДОК, страна СТРА — НА, ночник НО — ЧНИК, миниатюра МИ-НИ-А-ТЮ-РА.

Получается, что слог может состоять из одной буквы (на-у-ка), из двух букв (о-бо-док) или из четырех букв (стра-на, но-чник), потому что по современным правилам русского языка в слоге столько звуков, сколько гласных букв.

Всё это создаёт огромную проблему в понимании смысла слова, потому что  смысл  определяется не только передаваемыми звуками слога, но и образами букв, из которых этот слог состоит. Считается, что слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Но всё как раз наоборот. Каждый слог является объёмным носителем и хранителем образной информации.

Забытые знания наших предков показывают нам, что не только слоги, но и каждая буквица является хранителем объёмной образной информации. В обратном прочтении буквица передает значение куба как объёмной структуры, хранящей цельный, многогранный образный смысл.

pic334

На плоскости куб схематично можно изобразить как объёмную структуру в виде ромбоэдра, отобразив все шесть плоскостей на лицевой стороне. В центре этой проекции через соединение 6 сходноугольностей образуется точка трансляции, передачи образного смысла, исходящей от смыслового ядра графического символа. При взаимодействии буквиц грани кубов соприкасаются и начинают взаимодействовать друг с другом.

pic1324233

В образном соединении букв слоговое взаимодействие между буквами всегда происходит между гласной и согласной. Это правило!

В последовательности букв слоговое соединение может быть двух видов:

  1. Согласующее слоговое взаимодействие, или закрытый слог. Это последовательность буквиц гласная-согласная, когда образы гласных буквиц согласуются образами согласных. АБ, АВ, АГ.
  2. Гласящее слоговое взаимодействие, или открытый слог, имеет последовательность букв согласная-гласная. В этом взаимодействии образов гласные буквицы производят оглашение согласных БА, ВА, ГА.

Соединение образного смысла всегда происходит по принципу зеркальности образа. Когда мы читаем, мы взглядом движемся по строке, постигая смысл, двигаясь от следствия к причине. Так мы понимаем каждое написанное слово, предложение, текст. Этот же принцип применяем и к слогу. Только из-за понимания букв как фонемы понимание слога закрыто для нас. Нас просто этому не учили. Каждый слог — это смысловой отрезок речи, который имеет причину смысла и следствие, где смысл постигается от следствия к причине. В каждом слоге первая буква является следствием второй, которая является причиной первой.

Приведем пример гласящего слогового взаимодействия, используя слог «ВО».

Читая, мы движемся от следствия к причине:

Следствие ВО причина

                               Вhди Онъ

В свою очередь смысловое управление происходит от причины к следствию:

следствие ВО причина

                           Онъ(причина) Вhди(следствие)

В соединении образов буквиц мы получаем следующее:

Онъ — определённость, Бог (причина)

 Вhди — мудрость, множество, собранное во едино(следствие)

О определение В мудрость, или О Бог + В множество, собранное воедино = ВО наполнение объёма.

Главное в подобной работе на начальном этапе обучения помнить о принципе зеркальности образа; помнить об отражении, где смысловое определение производится от второй буквы слога

  Вhди из Онъ, В из О

Теперь приведем пример согласующего слогового взаимодействия на примере слога «ОТ»:

следствие ОТ причины

Смысловое управление производится в обратную сторону

следствие ОТ причины

Твhрдо  Онъ- Т утверждённость, указание + О определенность.

ТО = определённый указатель в зеркальности образа

А сейчас мы подходим к главному вопросу. Как извлекается образный смысл из слова через слоговое взаимодействие буквиц?

Для примера возьмем слово «ВОТЪ».

В современном написании слово «ВОТ» состоит из 3 букв: двух согласных и одной гласной. Эти буквы имеют 2 точки взаимодействия между собой:

pic336

В соединении буквиц создается 2 слоговых взаимодействия: одно гласящее ВО и одно согласующее ОТ.

pic337

ВО — наполнение объема, ОТ – определённый указатель.

 Ещё в «дореволюционном» написании царской России существовало правило: в словах, заканчивающихся на согласную, ставить гласную Ъ Еръ — современный твёрдый знак. Такое правописание как традиция сохранилось с древнейших времён, являясь отголоском забытого правила образного соединения, которое гласит: между согласными и в конце слова, заканчивающегося на согласную, для полного извлечения образного смысла обязательно ставится гласная ЕРЪ, через которую определятся  соединение образов согласных в смысловую цепь с последующими буквицами.

 С применением этого правила в слове «вотъ» добавляется твердый знак, образуя еще одну точку образного взаимодействия- гласящий слог.

pic338

ТЪ — создаёт утверждение, создаёт указание, утверждаемое в данный момент.

ВОТЪ

ВО — наполнение объёма

ОТ – определённый указатель

ТЪ — создает указание

pic339

По правилам образного соединения буквиц в слове «вотъ» мы получаем 3 слоговых взаимодействия: два гласящих и одно согласующее. Но что же нам делать, если по правилам русского языка в слове столько слогов, сколько гласных букв?

СМЫСЛ?

pic340

В современном написании слова «смысл» всего одна гласная. Как в этом случае понять слово? Совершенно очевидно, что фонемные правила определения слогов, как и любое фонемное понимание букв, устарели и в недалеком будущем должны быть пересмотрены.

С точки зрения образного соединения слово смысл имеет 5 слоговых взаимодействий: 4 гласящих и одно согласующее. В соединении между согласными имеются несколько скрытых гласящих слогов, которые образуются с добавлением Ъ Еръ – действие:

pic341

В образном взаимодействии скрытые слоги определяют движение образного смысла согласных буквиц от следствия к причине, создавая слоговое звено, раскрывающее смысл слова. Если этого не учитывать, алгоритм прочтения слогов будет неполным.

pic342

Еръ создает смысловое движение в последовательном соединении согласных.

Такое правило образного соединения является следствием другого правила: гласные могут быть отдельной смысловой единицей, согласные нет. Согласные согласуют смысл, а гласные оглашают его. В слоговом взаимодействии согласная не может согласовывать согласную. Ей необходима энергия гласной, поэтому ставится Еръ, которая даёт образное определение, оглашает согласные через энергию, прописанную в образах Еръ: движение, созидание, действие, созидательная энергия, сотворение в процессе действия.

Изначально  Еръ имела не  прямое написание, а наклонное. В развернутой проекции куба она изображается как вход во внутреннюю структуру куба, как подключенная к согласной гласная. Так производится раскрытие согласных буквиц.

В скрытых слоговых взаимодействиях к согласным добавляется движение гласной Еръ, создающей слоговую смысловую цепь слова:

pic343

 В полном слоговом взаимодействии слово смысл передает значение:

СЪ — создает образ

МЫ – соединение через процесс осмысления, единое понимание

ЫС – образ соединения множества

СЪ — создает образ

ЛЪ – концентрацией усилий

ВОТ СМЫСЛЪ!

ВО — наполнение объёма

ОТ – определённый указатель

ТЪ — создаёт указание

МЫ – соединения через процесс осмысления, объединение понимания

ЫС – образ соединения множества

СЪ — создаёт образ

ЛЪ – концентрацией усилий

Так что же такое слог, и чем он является?

Слог – это определённый объёмный носитель образной информации, главной задачей которого является формирование смысла слова.

Главным нашим заблуждением считается, что слог не является формирующей частью смысловых отношений. Но всё как раз наоборот. Слог является важнейшим элементом смысла во всём: как в корневом устройстве слов, так и в склонении.

Задайте себе вопрос: почему в русском языке множество слов с одинаковыми корнями являются абсолютно разными по смыслу?

Например: ложе, ложка, ложь, вложение, сложность.

Ответ простой: корни этих слов имеют единое образное определение, в этом они едины. А другие слоги в своем взаимодействии, дополняя корень, разными слоговыми взаимодействиями создают дополнительное смысловое содержание, меняющее основной смысл.

Смысл любого слова определяется совокупностью всех слоговых взаимодействий.

Сам корень –лож- состоит из двух слоговых взаимодействий: гласящего слога «ЛО», переходящего в согласующий слог «ОЖ».

ЛО — вместилище

ОЖ — жизненное определение

ЛОЖЕ: ЛО — вместилище, ОЖ— жизненного определения, Есть.

ЛОЖКА: вместилище жизненного определения КА (в конце слова) одно из множества

ЛОЖЬ: вместилище жизненного определения, Ь — сотворенное

ВЛОЖЕНИЕ: В вместилище жизненного определения ЕН — своё, И — соединение, Е — есть

СЛОЖНОСТЬ: С вместилищем жизненного определения, Н — наша, ОСТЬ — причина причин, твердо зафиксированная основа

На этом примере нетрудно понять, что слова с одинаковыми корнями передают одинаковую смысловую последовательность в корнях этих слов. Другие слоговые взаимодействия в соединениях с корнями образуют дополнительный образный смысл. Каждое слово можно разобрать как определенный набор слоговых соединений, в совокупности определяющих смысл слова. Это доказывает, что каждый слог (как отрезок речи) является смысловым определением, хранящим объемную образную информацию, закодированную в структуре самого слога.

В полном слоговом взаимодействии смысл слов будет следующим.

ЛОЖЕ: ЛО — вместилище, ОЖ — жизненного определения, ЖЕ — вот.

ЛОЖКА: ЛО — вместилище, ОЖ — жизненного определения, ЖЪ — воплощение, движение жизни, КА — одно из множества

ЛОЖЬ: ЛО — вместилище, ОЖ — жизненного определения, ЖЬ — распространённое

ВЛОЖЕНИЕ: ВЪ — осмысленное действие, ЛО — вместилище, ОЖ — жизненного определения, ЖЕ — вот, ЕН — свое, НИ — то, что связывает, Е — есть

СЛОЖНОСТЬ: СЪ — создаёт образ, ЛО — вместилища, ОЖ — жизненного определения, ЖЪ — воплощая, НО – нечто отражённое, ОС – образ определения, процесс основания, СЪ — создаёт образ, ТЬ — сотворённого прочно.

На примере слова «вложение» видно, что последняя буквица не имеет слогового взаимодействия.

В образном взаимодействии слоговое соединение образуется гласными. При извлечении образно-слогового смысла гласные в слове могут быть отдельной (неслоговой) смысловой единицей, согласные нет. В самом названии «согласные буквы» определяется функция согласных согласовывать образный смысл с гласными, тогда как гласные могут оглашать смысл отдельно от согласных.

В склонении существительных и в спряжении глаголов слоги также играют решающую роль в определении смысла в структуре слова.

На примере слова «слог» можно понять,  как это происходит. Слово «слог» состоит из 4 слоговых взаимодействий: 3 гласящих СЪ, ЛО, ГЪ и одно согласующее ОГ.

Образный смысл:

СЪ создает образ

ЛО вместилище

ОГ направление определяющее

ГЪ движение созидания

Корень слова слог имеет 3 слоговых взаимодействия. Склонение слова показывает, как последние слоги оказывают влияние на корневую основу слова, меняя смысл слова. Работает тот же принцип зеркальности образа — движение от следствия к причине, где причина производит смысловое управление.

Падеж Ед.число
СЪ создание образа, ЛО вмещает, ОГ направление определяющее
ИМ. СЛОГЪ (ГЪ) движение созидания
Р. СЛОГА (ГА) движение, путь
Д. СЛОГУ (ГУ) сообщение
В. СЛОГЪ (ГЪ) движение созидания
ТВ. СЛОГОМЪ (ГО) божественное знание (ОМ) материализация нечто конкретного (МЪ) сотворение осмысленного
ПР. СЛОГЕ (ГЕ) явно передает
Падеж Мн. число
ИМ. СЛОГИ (ГИ) гармоничный поток
Р. СЛОГОВЪ (ГО) божественное знание (ОВ) внутренне определение (ВЪ) процесс постижения
Д. СЛОГАМЪ (ГА) движение (АМ) сохранение материального (МЪ) сотворение осмысленного
В. СЛОГИ (ГИ) гармоничный поток
ТВ. СЛОГАМИ (ГА) движение, путь (АМ) сохранение материального (МИ) гармония понимания
ПР. СЛОГАХ (ГА) движение (АХ) наполнение энергией из истока

В спряжении глаголов последние слоги слова тоже влияют на начальные. Для примера разберем глагол «ЗНАТЬ», имеющий 4 слоговых взаимодействия:

ЗЪ —сотворение формы, созидание;
НА- возьми, перерождение, воплощение в новом качестве;
АТ- источник утверждения, всеми принятое;
ТЬ- сотворённое прочно.
Я ЗНАЮ

 

(ЗЪ) развитие от сотворённой основы (НА) возьми (Ю) движение вне основного потока

 

ТЫ ЗНАЕШЬ

 

(ЕШ) наполнение существующего объёма (ШЬ) сотворённое пространственное определение

 

ОН ЗНАЕТЪ

 

(ЕТ) указатель явного (ТЪ)утверждаемое в данный момент

 

МЫ ЗНАЕМЪ

 

(ЕМ) сосредоточение (МЪ) сотворение осмысленного

 

ВЫ ЗНАЕТЕ

 

(ЕТ) указатель явного (ТЕ) кто есть

 

ОНИ ЗНАЮТ

 

(ЮТ) указатель запредельного (ТЪ) утверждаемое в данный момент

 

Каждый слог, каждое слоговое взаимодействие — это определенный смысловой код, открывающий новые горизонты языкознания. Но готовы ли мы пересмотреть уже устаревшие фонемные правила русского языка? Готовы ли мы поднять наше образование на принципиально новый уровень? Уровень, который поднимает всю нашу науку до недосягаемых ранее высот. Или же мы будем отстаивать доживающие последние дни старые установки и определения такие, как

Слог — это одно из самых простых, но научно наиболее трудно, определяемых фонетических понятий…?

Не потому ли оно трудно определяемое, что на основе фонемного строения языка и определения соединения звуков в речевую цепочку понять принцип построения слова практически невозможно?

Каждая буквица, каждый слог, каждое слово — это, прежде всего, образное определение, вне зависимости от того понимаем ли мы как всё это работает или нет.